"... Я думал - музей как музей. А это не
музей, а хуже забегаловки..." М.Жванецкий "В Греческом зале"
(для А.Райкина) |
Печальным знамением нашего времени стали растущие как грибы после
дождя "музеи оккупации". Бывшие советские республики и братья по
соцлагерю вступили в импровизированный конкурс по созданию музеев
"оккупации" их территорий Советским Союзом - "просветительских" проектов
на словах, а на практике - музеев ненависти, злобной мести, русофобии,
собственной дикости и националистического чванства. Идея передвижных выставокагиток получила наибольшее распространение в
правоконсервативных кругах Запада в последние десятилетия "холодной
войны". Администрация США с подачи Р. Рейгана, не имея возможности
победить СССР в военном противостоянии, ставила цель "эрозии социализма"
путем подготовки и проведения идеологических диверсий и психологической
войны, подкармливания отечественных "правозащитников-диссидентов" и
выращивания агентов влияния. В Антикоммунистическую Лигу, созданную спецслужбами стран - участниц
НАТО, наряду с респектабельными "советологами" вошли и представители
"национальных" и "культурных" обществ, по многим из которых с
нюрнбергским свитком законов в руках плакала и тосковала Фемида. Представители "законных правительств" просуществовавших неполные два
десятилетия прибалтийских государств и никогда не существовавших
азиатских и кавказских деспотий, ветераны УНА-УНСО и власовского Союза
борьбы за освобождение народов России, структуры никем не признанных в
то время униатов и Русской православной церкви за границей, доживавшие
свой век старцы из врангелевского Русского общевоинского союза и молодцы
из фашистско-террористического НТС, представители землячеств
Кенигсберга и псевдоказаки... Кто только не нашел теплое местечко в Лиге. Никто не предполагал
тогда, что спустя каких-нибудь полтора десятилетия эта крикливая и вечно
грызущаяся между собой публика превратится в "элиту" новоявленных
независимых государств. Представляемая Западом как "демократическая" альтернатива коммунизму,
та публика к началу XXI века принесла на пространство Восточной Европы и
бывшего СССР нацистские методы "умиротворения", затхлую атмосферу
эмигрантских кабаков, а главное - стремление переписать историю и
политику, свести счёты в отместку за прошлую униженность и никчемность. Уже к началу 90-х в Прибалтике были созданы временные экспозиции, во
всех красках рисовавшие "зверства режима". Вот Латвия. Экспозиция "музея
оккупации" расположилась в 1993 году не где-нибудь, а в помещении
бывшего Музея латышских стрелков. Постоянная экспозиция музея состоит из
трех основных разделов: период первой советской оккупации (1940-1941),
немецкой национал-социалистической оккупации (1941-1944/45), второй
советской оккупации (1945 - 1991). Отметим, что советский и гитлеровский режим просто перечисляются
через запятую, разницы для латышских нацистов нет. При этом почему-то
забыли еще один тоталитарный режим - фашистскую диктатуру президента
Г.Улманиса, кровавый террор которого оказался в конце 30-х годов для
латышей большим злом, нежели возвращение в советские "объятия". В
экспозиции представлены исторические документы, фотографии и предметы,
свидетельствующие о терроре "оккупационных" властей против жителей
Латвии и об участниках сопротивления ("лесных братьях" и карателях
рижского гетто и лагерей смерти - здесь и далее курсивом примечания
автора - К.Е.). В отдельном зале воспроизведен внутренний вид лагерного барака.
Комментарии к экспозиции представлены на латышском, английском,
немецком, французском и русском языках. Но для миллионной Латвии (еще
один миллион русских неграждан-нелюдей не в счет) одного музея мало. Созданы передвижные выставки (на нескольких языках и с красивыми
названиями): "Латвия в 1939-1991: от оккупации к свободе" экспонируется в
школах и музеях Латвии; "Латвия возвращается в Европу" выставляется в
Европе, Австралии, Канаде; "Латвия возвращается в свободный мир"
экспонируется в США. Выходит ежегодный научный альманах "Ежегодник Музея
оккупации Латвии". Музей проводит занятия со школьниками (вот тут
уместна фраза А.Солженицына - "растут предатели, растут палачи"),
исторические конкурсы для детей (а в Библии помните - кто соблазнит
малых сих, лучше бы мельничный жернов на голову...), семинары для
учителей истории, издает учебные материалы для преподавания истории
Латвии новейшего периода. А вот музей Аушрос в Шауляе. Там жалеют политзаключенных и
спецпереселенцев (за что их переселили? За карательные операции в
Польше и Белоруссии!). Но судя по лицам на старых фото,
спецпереселенцы не раскаиваются. Уверенно держат в руках пилы и топоры,
строят дома, сплавляют лес по Енисею. Лица невеселые, но спокойные. Нет
удушающего страха как в глазенках детей из Майданека, нет облика
полулюдей-полутеней блокадного Ленинграда. Тут же четки и шахматы,
расщитые платки и игрушки. Значит, "вашим" все это можно было держать при себе в бесчеловечных
условия советского режима. А что вы оставили "нашим"? Играли ли
советские военнопленные в шахматы? Позволяли ли вы пронести старикам
иконки, а детям игрушки в сарай на окраине Хатыни? Что мы все о прибалтах. А как же братья-славяне? Вот экспозиция музея
"Кружок Союза Сибиряков" в польской Быстрице Клодской. Пара десятков
фотографий пострадавших. Почти все в 40-м высланы в Сибирь, возвратились
в Польшу уже в 45-46-м. Нет слов, в Сибири было не сладко. А в
оккупированной гитлеровцами стране было лучше? Может сим "сибирякам"
нужно памятник ставить соввласти, что пусть и таким образом уберегла их
от участи шести миллионов соотечественников, погибших в годы оккупации? Не отстают и украинские националисты. Правда, национализм здесь лубочен и убог, именно такой национализм
является "последним прибежищем негодяев". Интеллектуалы из поддерживаемого ющенковщиной "музея" поставили дело
на широкую ногу. Немало сказано о "голодоморе" и терроре "ЧК-ГБ".
Названия экспозиций просто перлы - "хроніка комуністичної інквізиції",
"Українські Соловки" (знаю, что есть Глобус Украины, видимо
Украинские Соловки только там и обозначены). Есть и фильмы,
например, "Між Гітлером і Сталіним" (консультант в том фильме -
З.Бжезинский). Кстати, "Державный секретарь" Украины некий О.О. Зінченко
обязывает все районные админстрации обеспечить показ фильма широким
слоям населения. Есть и весьма познавательные книги - "Три любови Степана Бандеры",
например. А вот еще и выставка - "Украинская Повстанческая Армия".
Выставку рекламирует небритая физиономия какого-то урки с биноклем в
руках, видимо сие есть облик идеального украинца. Как минимум, так
считает Служба Безопасности Украины, предоставившая "выставке" свои
помещения. А вот и "новостная лента" музея - рассказывается об эстонском фашисте
Юри Лийме, самостоятельно демонтировавшем два памятника "советским
оккупантам" и угрожавшем в свое время взорвать Бронзового Солдата. "Я
убираю красный мусор!", - рассказывает фашист (то были памятники
эстонцам - выпускникам Таллинской военной школы и эстонскому коммунисту
Хансу Пёэгельманну). Эстонский суд недавно оправдал старого фашиста, его
торжествующая небритая опять же физиономия красуется на фотографии с
сайта киевского музея. Про Эстонию (или про кого-то из ее соседей)
кто-то метко сказал на интернет-форуме: "В маленькой стране всё очень
ма-а-аленькое - и сердце, и душа, и ум, и честь"... Стоит ли говорить, что в Эстонии тоже есть музей оккупации. На все
еще не забытом русском языке "бойцы вспоминают минувшие дни": "13
февраля эстонский импровизированный полк "Таллинн" (майор Рихард Рубах)
опрокинул наступавших под Ауверре, один эстонский батальон уничтожил
русский десант, другой разбил русский авангард, вышедший на
железнодорожную ветку Нарва-Таллинн. Положение было спасено". Дальше еще аховей: "Всего за три месяца наступления русские потеряли
120 тысяч человек, немцы, в том числе эстонцы, 40 тысяч. В этой
исторической битве под Нарвой эстонские солдаты завоевали звание лучших
добровольцев в войне наряду с саксонцами, валлонцами, скандинавами". Воспоминания об "исторических битвах" эстонцев (вопреки всем законам
антропологии одновременно являющихся "и немцами") напоминают
воспоминания друга Швейка, тоже ординарца, в кабаке: "Вот, говорю я
своему полковнику, что можно начинать наступление"! А два года назад открылся "музей оккупации" и в Грузии (видимо, имени
Л.П. Берии). Это уже не первый мемориал, открытый президентом
Саакашвили. Первый посвящен "павшим в феврале 1921 года в борьбе с
красноармейцами грузинским юнкерам". "Сегодняшние поколения учатся на
примере этих героически павших юнкеров - как надо любить родину и как
бороться с врагом", - заявил Саакашвили на открытии монумента. Президент карликового государства многоречив: "Среди нас есть
грузины, считающие себя излишне умными и прозорливыми, которые заявляют,
что, мол, может не стоит поднимать голоса и надо смириться, но через
смирение произошла советизация Грузии, повторять этот опыт мы уже не
будем". Себя господин Саакашвили, как видим, к "излишне умным" не
относит. Отметим, что и украинский, и эстонский, и латвийский музей тесно
сотрудничают с отечественным "Мемориалом". Последний совсем недавно
открыл "виртуальный музей ГУЛАГа" - на сайте информация о более 60(!)
постоянных экспозициях в нашей стране. В годы ельцинщины существовала какая-то разнарядка по устройству
подобных музеев. Как явствует из сайта, эти экспозиции есть и в "музее
прокуратуры", и в "красном уголке" ИТУ, и даже в "музее МВД". Как вы
думаете, кто назван врагом устроителями этих экспозиций? Если дело так пойдёт и дальше, то скоро, вполне возможно, мы услышим
"хайль ...". |