О праве гражданина Украины на самооборону с оружием в руках
Конституция Украины провозглашает, что «человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность считаются в Украине наивысшей социальной ценностью» (ст.3 Конституции), закрепляет право каждого «защищать свою жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств» (ст.27 Конституции). Это право конкретизирует ст. 36 Уголовного кодекса Украины, устанавливающая понятие, сущность и признаки необходимой обороны, как обстоятельства, исключающего преступность деяния.
И в настоящее время, в связи с сохраняющимся высоким уровнем преступности, в особенности, так называемой «уличной» - грабежей, разбойных нападений, причинения телесных повреждений и убийств из хулиганских побуждений, совершаемых преимущественно в общественных местах, на улицах населенных пунктов, в парках и скверах, дворах жилых домов (в 2006 г. на территории Украины было совершено 41,7 тыс. грабежей, 6,5 тыс. разбойных нападений, 25 бандитских нападений, умышленных тяжких телесных повреждений, 87% - в общественных местах), практический интерес к праву на необходимую оборону и его реализации значительно возрос.
Не последнее место в практическом осуществлении указанного права занимает правовое регулирование оборота огнестрельного и холодного оружия, специальных средств самообороны.
В разное время на рассмотрение Верховной Рады Украины были внесены различные варианты проектов Закона Украины «Об оружии» - от 13.05.1999 г., подготовленный Кабмином Украины; от 10.11.1998 г, внесенный народными депутатами Ю.А. Кармазиным и В.В. Мухиным; от 06.07.2000 г., внесенный народным депутатом Украины И. Биласом; № 1171 от 30.09.2002 г., №1171-2, внесенный народными депутатами Украины Л. Черновецким и А. Рымаруком; от 25.11.2002 г., № 1171-д, внесенный народными депутатами Украины И. Винским, В. Развадовским, С. Бульбой и др.; от 29.10.2003 г., внесенный народными депутатами Украины В. Мойсик, О. Бандурка, М. Маркуш и другими, проект Закона Украины «Об обороте оружия невоенного назначения», внесенный народным депутатом Украины С.М. Гусаровым.
К сожалению, ни один из перечисленных законопроектов так и не был принят Верховной Радой Украины, и в настоящее время оборот огнестрельного оружия, боеприпасов к нему регулируется лишь рядом ведомственных нормативных актов МВД Украины - Инструкцией о порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного, пневматического и холодного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами, и указанных патронов, а также боеприпасов к оружию и взрывчатых материалов (утверждена приказом МВД Украины №622 от 21.08.1998 г), Положением о разрешительной системой и многими другими. Многие из этих подзаконных актов были приняты.
Указанное обстоятельство, и как результат – отсутствие единой нормативно-правовой базы, акта высшей юридической силы, регулирующего дает богатую почву для злоупотреблений и коррупционных проявлений со стороны должностных лиц, на которых возложены полномочия по выдаче и продлении разрешений на приобретение, хранение и ношение огнестрельного (гладкоствольного и нарезного охотничьего) оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами (пистолетов и револьверов для стрельбы травматическим боеприпасом), массового нарушения прав граждан и юридических лиц. Вопиющим примером такого нарушения является регулирование гражданского оборота пистолетов и револьверов для стрельбы травматическим боеприпасом печально известным Приказом МВД Украины № 379 – ДСП от 13 июня 2000 г. с изменениями и дополнениями, согласно которому иметь в собственности указанные спецсредства самообороны, даже не являющиеся оружием, имеют право лишь «отдельные категории граждан» - сотрудники милиции, военнослужащие, государственные служащие, работники суда, народные депутаты Украины, журналисты, лица, участвующие в общественных формированиях по охране общественного порядка и государственной границы («дружинники»). Указанный нормативный акт грубо нарушает ст. 24 Конституции, согласно которой граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Кроме того, остаются неясными мотивы отнесения приказа МВД Украины № 379 – ДСП к конфиденциальной информации, находящейся в собственности государства, что существенно нарушат право потенциальных владельцев рассматриваемых спецсредств на информацию о наличии у них данного права на их приобретение и использование (далеко не все госслужащие имеют право доступа к информации ДСП, не говоря уже о журналистах и членах общественных формирований по охране порядка).
Не определены должным образом основания и порядок награждения граждан Украины именным огнестрельным оружием, как государственной наградой, что также создает почву для коррупции и различных злоупотреблений. Так, на протяжении 2004-2006 гг. приказом Министра внутренних дел Украины на весьма сомнительных основаниях были награждены именным огнестрельным оружием – пистолетом Форт-12 - ряд высокопоставленных чиновников различных министерств и ведомств, зачастую весьма далеких от Вооруженных сил и правоохранительных органов. Известны даже случаи «награждения» украинских госслужащих именным огнестрельным оружием разведывательной службой Государства Израиль – «Моссад».
Принятие Закона Украины «Об оружии» позволит поднять с колен отечественную оружейную промышленность. На сегодняшний день производство современного стрелкового оружия и, особенно, боеприпасов к нему, в Украине переживает далеко не лучшие времена. Практически прекратил производство Луганский патронный завод, резко его сократили ряд других предприятий оборонной сферы. Одной из причин этого является отсутствие рынков сбыта и слабая правовая урегулированность вопросов сертификации, продажи, да и самого производства оружия и боеприпасов.
Анализируя содержание перечисленных выше законопроектов, можно выделить следующие положения:
* - во всех проектах Закона «Об оружии» (за некоторым исключением в законопроекте С.М. Гусарова) предоставлено право владеть служебно-штатным (ведомственным) оружием, наряду с государственными формированиями и правоохранительными органами, юридическим лицам, выполняющим особые уставные задачи и являющиеся объектами разрешительной системы МВД Украины (выполняют охранные функции, реализуют оружие для населения и т. п.)
*
* - за основу при подготовке данных законопроектов используется, к сожалению, только, в основном, Закон Российской Федерации «Об оружии», принятый в 1994 г., с изменениями, а не значительный позитивный опыт правового регулирования оборота огнестрельного оружия многих других стран мира.
Необходимо отметить, что в упомянутых проектах Закона Украины «Об оружии» право владения нарезным короткоствольным огнестрельным оружием (пистолетами и револьверами) населению не предоставлено, что является нарушением ст.ст. 3, 27, 30 и 41 Конституции Украины, поскольку жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность человека признаются в Украине наивысшей социальной ценностью, а поскольку государство не в состоянии гарантировать их защиту от вооруженных преступников, то законодателю следует изменить приоритеты на защиту граждан от преступных посягательств. Возможность же пребывания оружия только в собственности юридических лиц, в том числе охранных и т.п. предприятий частной формы собственности, не может полностью отвечать исторически сложившейся положительной роли гражданского оружия самообороны в обществе – быть, прежде всего, превентивным фактором, фактором сдерживания «уличной» насильственной преступности. Эту его роль доказывает позитивный опыт таких стран, как Польша, Чехия, Словакия, Латвия, Литва, Эстония, мания, Молдавия и многих других, где законодатель, после многолетних запретов решился все – таки дать возможность владеть этим видом оружия своих гражданам, а также отрицательный опыт Великобритании, где фактический запрет на короткоствольное оружие самообороны привел к резкому росту числа насильственных преступлений, в том числе убийств.
Принятие Закона Украины «Об оружии» позволит нормально развиваться отечественному стрелковому спорту. На сегодняшний день, из-за бюрократических препятствий, содержащихся в подзаконных актах, не соответствующих современным реалиям, открытие и содержание тира, стрельбища, стрелкового стенда для занятия спортом является серьезной, подчас неразрешимой проблемой. По этой причине многие из указанных спортсооружений на сегодняшний момент закрыты, либо находятся в заброшенном состоянии, не соответствуют современным международным стандартам федераций стрелкового спорта, что негативно влияет на возможность занятия спортивной стрельбой, прежде всего спортсменов -аматоров и молодежи.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрение и принятие Верховной Радой Закона Ураины «Об оружии», разработанного на основе европейского законодательства, является важнейшим шагом в становлении гражданского общества, реальном наполнения изложенных в Конституции нашего государства гарантий по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех форм собственности, охране общественного порядка. Принятие этого нормативного акта позволит создать условия для патриотического воспитания молодежи, развития отечественного оружейного производства, стрелкового спорта, а также укрепления международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Источник Gun Magazine